
В воскресенье 2 декабря 2018 года в Храм-Памятник был принесен древний крест-мощевик и ковчеги с частицами мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона и блаженной Матрены Московской. Церковь - мир удивительных духовных связей. Эти святыни прибыли со степей юга России, их сопровождал архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, который совершил Божественную Литургию в Храме-Памятнике. Крест хранит частицу Ризы Господней – одеяния, которого коснулась кровоточивая и тотчас исцелилась. В нем находятся частицы мощей двадцати одного святого. Среди них: святитель Иоанн Златоуст, составивший Божественную Литургию; святой преподобный Иоанн Домаскин, написавший славословие Богородице «О тебе радуется…»; святой Григорий Нисский – богослов, изложивший основы Православной веры; великомученик Георгий Победоносец и мученик Нестор, знавший святого Дмитрия Солунского. Среди святых, чьи мощи находятся в кресте, много врачей: святой Пантелеимон Целитель, Дамиан Целебник, Сампсон Странноприимец. Поспешить ко кресту могут Марины, Ирины, Агафьи и Христины. Святой Параскеве Пятнице раньше молились в каждой семье. А мученик Трифон – защитник от вражеских происков, и помощник в трудоустройстве.
Крест и ковчеги с частицами святого Пантелеимона Целителя и блаженной Матроны Московской будут находиться в Храме-Памятнике до мая и будут доступны для поклонения в режиме работы главного храмового пространства: вт.-вс. с 10-00 до 17-00, в пн. с 10-00 до 15-00.
«В храме-Памятнике поклоняться принесенной святыне радостно вдвойне, так как престол, на котором сегодня совершалось Таинство Евхаристии, освящен в честь Всех Святых. Сегодня мы гостеприимно принимаем святых угодников Божиих, и каждый из нас обретет свой личный опыт встречи со святостью», — приветствовал настоятель протоиерей Федор Повный архиепископа Юстиниана и прихожан. У святых мы учимся жить по небесным законам, преодолевать материальное притяжение мира. Они нам пример покаяния и христианской любви. Мы удивляемся их смирению, терпению и мужеству. И прежде, чем попросить у них разрешить наши насущные житейские проблемы, важно задуматься, как они могут помочь нам приблизиться к Богу.
Владыка Юстиниан по окончании Литургии сердечно поблагодарил клир и прихожан за теплоту встречи и глубину молитвы: «Вне зависимости, где совершаешь Божественную Литургию, в храме ли в Минске, или в степях нынешней Калмыкии, когда молишься и с тобой молятся, а это сразу чувствуется, появляется ощущение причастности к той великой Вселенской Церкви, которая не замыкается в границах ни одного государства, ни одного города, но которая объемлет собой всех желающих спасения в Воскресшем Иисусе Господе нашем. … После одной Божественной Литургии есть ощущения родства и близости… Я очень рад бывать в таком литургическом общении, где умеют думать, размышлять, где умеют молиться, где умеют быть вместе, объединять свою молитву, делать ее подлинно церковной, то есть соединенной вместе в единый столп пламени, который достигает до небес».
История Православия в Калмыкии уходит своими корнями в глубокую древность. Возможно, что по бескрайним калмыцким степям пролегал путь святого равноапостольного Кирилла, миссионера–ученого, создателя славянской азбуки, который в середине девятого века посетил располагавшееся в низовьях Волги Хазарское царство и просветил многих его жителей светом Христовой Истины.
Существует народное предание, согласно которому мощи благоверного князя Михаила Тверского, убитого в ставке ордынского хана в 1318 году, везли через небольшое поселение, впоследствии названное в честь святого мученика – Княземихайловским, которое находится на территории нынешнего Яшалтинского района республики. Православные христиане Калмыкии также считают своими духовными покровителями и молитвенниками священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, святителя Игнатия (Брянчанинова) и святых мучеников и исповедников нового времени, пострадавших от безбожной власти на юге России.
Православные составляют меньшинство в Калмыкии, где основной верой является буддизм. Однако и там, где нет роскошных христианских храмов, Господь укрепляет народ через святыни, посылает добрых пастырей. Теперь и мы имеем возможность присоединить свою молитву к просьбам и благодарностям, которые звучали перед принесенными святынями и в далеких южных степях, и в северных краях России, в Приднестровье, на Украине.
Екатерина Ефимович. Фото Олега Дыбова